GISMETEO: Погода по г.Волгоград

Памятники архитектуры

Архитектура Царицына складывалась в сложных условиях. В те годы, когда город был крепостью, все основное строительство осуществлялось силами воинских частей и преследовало сугубо фортификационные и хозяйственные цели. Эстетические задачи ставились и решались лишь в меру вкуса военачальников и непосредственных исполнителей. То же следует отнести и к гражданским сооружениям того времени.

Несмотря на такую ограниченность, эти сооружения представляли бы огромную ценность с точки зрения истории строительного искусства. Если бы они сохранились… К сожалению, время не пощадило их. В результате частых вражеских набегов, междоусобных сражений, частых пожаров и других бедствий практически все, созданное в те ранние годы, сметено временем.

В XVIII веке, хотя Царицын оставался еще окраинной крепостью и небольшим уездным городком, в нем начинает развиваться капитальное строительство. В эти годы продолжают совершенствоваться укрепления города и района (в частности, в 1718—1720 гг. между Волгой и Доном была построена известная Царицынская сторожевая линия), появляются кирпичные здания, прежде всего культовые, расширяется территория города, предпринимаются некоторые меры по облагораживанию местности (засыпка оврагов, устройство дорог, мостов и т.п.). Однако и это время оставило нам лишь отдельные следы.

Наиболее интенсивное строительство в дореволюционном Царицыне начинается во второй половине XIX века. В 1862 г. открылась Волго-Донская железная дорога. В 1863 г. в Царицыне начал работать телеграф. В 1870 г. закончилось строительство Грязе-Царицынской железной дороги, которая надежно соединила Нижнее Поволжье с центральными губерниями вплоть до Прибалтики. Царицынский порт и железнодорожный узел разгрузили Каспий и Дон. Необыкновенно быстро стала расти в деловых кругах популярность Царицына.

«Две железные дороги и Волга сулят этому городу блистательное будущее», — писали русские газеты в 1873 г.

Дальнейшая жизнь показала полную справедливость таких прогнозов. Уже к концу XIX века захолустный уездный Царицын превратился в крупный промышленный и торговый центр. На многие версты протянулись причалы и склады по берегу Волги, в силуэт города вошли многочисленные трубы и дымы промышленных предприятий, центр города обогатился крупными общественными зданиями, многоэтажными домами, хозяйственными и коммунальными сооружениями. Быстро растет население города, резко усиливаются темпы и культура строительства.

Значительно повышается уровень благоустройства города. В этом отношении Царицын рубежа XX века по отдельным позициям не только не отстает от других городов, но даже опережает многие. Например, электрическое освещение в городе появилось одновременно с освещением Невского проспекта в Петербурге. Первым из уездных городов России Царицын получил трамвай.

В старой Царицынской крепости каменных зданий были единицы. Но уже в 1870 г. пять кирпичных заводов общей мощностью 1600 тыс. шт. кирпича в год не обеспечивали нужды капитального строительства. За десятилетие мощность производства кирпича в городе удвоилась и продолжала дальше наращиваться. С начала XX века в строительстве широко используются железобетон, металл.

В стилевом отношении архитектура дореволюционного Царицына оставалась провинциальной. Хотя отдельные здания можно было бы отнести к достаточно ярким примерам, например, модерна (театр «Парнас», гостиница «Люкс» и др.), псевдорусского стиля, эклектики. Наряду с этим в Царицыне можно было увидеть немало фасадов зданий в кружевной кирпичной кладке, не менее выразительной, но более, пожалуй, душевной, народной, или фольклорной. К наиболее ярким примерам такой архитектуры можно отнести здание реального училища (на этом месте сейчас здание облисполкома), некоторые магазины и купеческие особняки.

С первых дней Советской власти значение Царицына, а позднее — Сталинграда быстро повышается. Резко возрастает его производственный потенциал. Строится много новых зданий и сооружений, жилых домов, промышленных предприятий, коммунальных сооружений. Большое значение имело строительство в городе тракторного завода, судоверфи — первенцев индустрии первой пятилетки.

Город расширяет свои границы. В его состав включаются многие селения, среди которых Бекетовка, Сарепта, Красноармейск. В застройке города принимают участие известные советские зодчие 20—30-х годов, проверяются новые теоретические концепции градостроительства и архитектуры.

К сожалению, большая и лучшая часть строений прошлого погибла в огне Сталинградской битвы или утрачена по другим причинам, как это было, в частности, с культовыми сооружениями в 30-е годы. Капитальных исследований в этой области ранее не производилось, и теперь о характере многих интересных зданий и сооружений мы можем судить лишь по старым открыткам да по разрозненным остаткам отдельных строений.

Новую страницу в развитии архитектурно-строительной деятельности в городе открыли работы по его восстановлению. Многие видные архитекторы считали своим долгом прикоснуться к руинам Сталинграда, внести свой вклад в возрождение города-героя. В знак победы на Волге и решительного поворота в Великой Отечественной войне советского народа появляется получивший мировую известность мемориальный комплекс на Мамаевом кургане. Духом торжества Победы пронизаны основные ансамбли и многие здания города. Ряд сооружений отмечен премиями разных уровней, их авторы — премиями и почетными званиями.

Архитектура — каменная летопись мира, наглядное свидетельство уровня жизни, производства и культуры на каждом этапе его существования. Она позволяет воочию прикоснуться к прошлому, увидеть его во всей его сложности и многообразии.

Казанский собор

Кинотеатр «Гвардеец»

Здание по улице Циолковского, 15а

Здание по улице Пугачевской, 15а

Дом грузчиков

Церковь Никитская в Бекетовке

Сарепта

Железнодорожная станция Сарепта

Железнодорожный поселок Сарепта

Заповедная улица Волгодонская

Центральный рынок

Центральный универмаг

Краеведческий музей

Спортивный клуб ДСО «Труд»

Дом архитектора

Музей обороны Царицына

Железнодорожный вокзал Волгоград-I

Планетарий

Новый эксперементальный театр



Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования