GISMETEO: Погода по г.Волгоград
Вице-мэр Волгограда Роман БЕКОВ:

В ходе проводимой в настоящее время налогово-бюджетной реформы сокращение доходной части бюджета Волгограда в текущем году продолжается. Как город может свести концы с концами? Что собирается делать городская администрация для увеличения доходов бюджета?

Корреспондент «НДВ» беседует с вице-мэром Волгограда по экономике Романом Бековым.

– Роман Сергеевич, почему план города по доходам в прошлом году не был выполнен?

– Да, действительно, план по собственным доходам Волгограда за прошлый год был выполнен только на 86,3%. Основную их долю составляют налоговые платежи. Их удельный вес в 2003 году был 88,4%. А задания по налоговым платежам не были выполнены.

По налогу на прибыль было получено 71,6%, по подоходному налогу – 90,8%, по налогу с продаж – 73,5%, по единому налогу на вмененный доход – 80,2%, по налогу на землю – на 81,2% и так далее. Администрация города не могла серьезно повлиять на сбор всех этих налогов – это функция налоговых органов. Хотя, конечно, совместная работа с налоговиками имела место.

Плановые назначения для города по налогу на прибыль, установленные областной администрацией на 2003 год, оказались завышенными. В контрольных цифрах был заложен рост налогооблагаемой прибыли для Волгограда на 28%, а фактически произошло ее снижение на 9,7%.

Оказалось невозможным собрать весь подоходный налог из-за появления просроченной задолженности по выплате зарплаты работникам многих предприятий и организаций города (в конце года она была на уровне 273,6 млн руб.). Так, долг по подоходному налогу ФГУП «Баррикады» – 113 млн рублей, ВГТЗ – 95 млн, ВСПКЗ – 32,5 млн рублей.

Массовый переход налогоплательщиков в 2003 году на упрощенную систему налогообложения отрицательно повлиял на сбор налога с продаж. Изменения в законодательстве вызвали сокращение в два раза поступлений единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Поступления налога на имущество сократились из-за снижения стоимости основных средств многих крупных предприятий города, а в некоторых случаях и просто из-за невыплаты налога отдельными заводами, попавшими в сложную финансовую ситуацию. Здесь те же «Баррикады» задолжали 81 млн рублей, тракторный – 17 млн, ВСПКЗ – 2млн рублей.

Банальная неуплата плюс предоставление налоговых льгот предприятиям в зонах экономического развития вызвали сокращение поступлений по земельному налогу.

В общем, сокращение доходной части городского бюджета произошло, в том числе и по объективным причинам, и мэрия просто не могла здесь ничего изменить.

– А какие тенденции характерны для первого полугодия этого года? Что изменилось с получением доходов бюджета?

– Могу сказать, что положение с доходами несколько улучшилось, налоговые поступления возросли. Мы получили 2,28 млрд рублей доходов или 99,4% от бюджетных назначений. В том числе выполнение плана по собственным доходам увеличилось и составило 97,1%.

Поступления по налогу на прибыль составили за первое полугодие 472 млн рублей (рост на 188,6%), по подоходному налогу собрано 735 млн рублей (рост на 131%), по налогам на совокупный доход – увеличение в 2,8 раза, по налогу на имущество организаций – 202,8 млн рублей (рост – 119%). В итоге, на 1 июля дефицит городского бюджета составил фактически 120,2 млн рублей при плане 480,5 млн.

В целом по году, думаю, доходную часть бюджета мы постараемся исполнить на 100%.

Конечно, сдвиги произошли и потому, что наша команда постоянно работает над уменьшением муниципальных долговых обязательств, увеличением доходной части бюджета, сокращением бюджетного дефицита.

Полагаю, что принимаемые меры позволят нам исполнить бюджет города в части доходов полностью и ликвидировать бюджетный дефицит.

– Поправки к бюджету области на 2004 год, принятые облдумой в июле, делают его дефицитным, причем фактический дефицит может оказаться очень значительным. Как это может повлиять на бюджет Волгограда?

– Да, облдума увеличила доходы бюджета области более чем на 1,2 млрд рублей, в том числе за счет средств из федерального бюджета на 400 с лишним млн. Появляется дефицит, точное значение которого сейчас определить сложно.

Поправки к областному бюджету предусматривают выделение Волгограду, как административному центру, 300 млн рублей на реализацию комплексной целевой программы развития. Но эти деньги в полном объеме городом не будут получены, если бюджет области по доходам исполнен не будет. Это нас тревожит.

В текущем году на те же цели должно быть выделено 372 млн рублей (без учета поправок, принятых в июле). Фактически мы получили на развитие Волгограда, как областного центра, в первом полугодии 186 млн.

– Межбюджетные отношения становятся все более и более неблагоприятными по отношению к регионам и городам областного подчинения. Какой в этих условиях может быть стратегия городской администрации? За счет чего она сможет увеличить доходы городского бюджета?

– Проблемы межбюджетных отношений являются одними из главных, стоящих перед органами самоуправления в настоящее время. Волгоград является донором областного бюджета. Он дает 57% доходной части консолидированного бюджета области. Однако за последние годы сложилась практика перераспределения налогов в пользу области. Если в 1999 году Волгограду доставалось 40,2% от собираемых на его территории налогов, то в 2004 остается только 22,8%.

В ходе реализации налогово-бюджетной реформы доходы города, действительно, неуклонно сокращаются. Мы уже потеряли отчисления по налогу на НДС, по налогу на содержание жилищного фонда и объектов соцкультбыта. В прошлом году город лишился такого доходного источника как акцизы на табачные изделия (для нас это более 59 млн рублей).

В январе этого года отменен налог с продаж, приносивший нам 210 млн рублей. Нет больше целевых сборов на содержание милиции, благоустройство территорий, нужды образования и других источников. Мы подсчитали, что все эти налоговые нововведения лишают город доходов в сумме 1,38 млрд рублей в год.

«Закручивание гаек» продолжится и в следующем году. С 1 января уменьшается на 1,5% норматив по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет, отменяется еще один местный налог – на рекламу. Местные налоги муниципалитеты теперь устанавливать не могут.

В таких условиях мы видим необходимость в увеличении неналоговых доходов городского бюджета. Собственно, мы в этом направлении уже работаем. Если в 2002 году доля неналоговых платежей составляла в доходной части бюджета Волгограда только 7,4%, то в первом полугодии этого года она увеличилась до 16,1%.

В 2004 году доходы от сдачи в аренду муниципальных нежилых помещений выросли на 62,3%, от сдачи в аренду земли – на 74,9%. Главная задача городской администрации сегодня – всемерное повышение эффективности управления муниципальным имуществом и акциями, находящимися в нашей собственности. Вместе с депутатами горсовета мы увеличиваем базовые ставки арендной платы за нежилые помещения и земельные участки. Но здесь очень важно «не перегнуть палку». Проблему увеличения сборов мы решаем дифференцированно. По социально значимым объектам не будем увеличивать ставки, а по коммерческим организациям сборы будут расти.

Стратегия администрации города должна быть достаточно гибкой. Мы будем искать и другие источники пополнения бюджета Волгограда вместе с общественной организацией предпринимателей «ОПОРА России», советом директоров предприятий и организаций города и налоговыми органами.



Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования